БЕСЛАН - ТРАГЕДИЯ РОССИИ
ДОКУМЕНТЫ
Правозащитники о коррупции
СТРАНА ЛЕВИАФАНА
Фобии Псковского региона
Новости
Персонал
Гостевая
Рейтинг@Mail.ru
  
В память о погибших в Чечне

По итогам мониторинга за период "июль 2004 г. - июль 2005 г." Псковским региональным общественным движением "Вече" составлен обзорный материал "О ситуации в Псковской области с проявлениями ксенофобии, антисемитизма, расизма и этнической дискриминации" 

 

Ситуация

с проявлениями ксенофобии, антисемитизма, расизма и этнической дискриминации в Псковской области за период с июля 2004 по август 2005

 

За указанный период в Пскове и области зафиксированы проявления национализма всех мастей и оттенков в исполнении отдельных лиц, групп и власти - этих операторов общественной и политической жизни региона.

Сразу оговоримся: деятели бизнеса в проявлениях национализма не замечены.

 

1. Наибольшим нападкам со всевозможных трибун и СМИ подвергалась Прибалтика: в первую очередь Латвия, потом Эстония. Всего за прошедший период зафиксировано 19 антиприбалтийских проявлений. Антиприбалтийские надписи на стенах не зафиксированы.

По времени антиприбалтийская волна оказалась приуроченной к празднованию 60-летия окончания 2-ой Мировой войны (в российской транскрипции - 60-летие победы в Великой Отечественной войне).

За исключением одного случая все антиприбалтийские проявления принадлежат прессе. Так газета "КурьерЪ в Пскове и Великих Луках" в преддверии 60-летия Победы для этой цели завела специальную рубрику - "Антишпротная кампания" и продолжала её по июнь 2005 года. Трижды отметилась "Псковская правда", дважды газета "Калейдоскоп", по одному разу другие газеты.

В игнорировании права народов на самоопределение, коммунисты Псковщины в лице первого секретаря Псковского обкома КПРФ остались себе верны: для них государственность стран Прибалтики - историческое недоразумение, что автоматически оправдывает оккупацию этих государств летом 1940 года. В этом отношении Россия - убеждённый правопреемник СССР.

Одно немедийное проявление нетерпимости к Латвии отмечено весной 2004 года. Тогда в одной из школ Пскова был проведён турнир дебатов на тему: "Закрытие русских школ в Латвии - недопустимо".

Надо отметить, что до антилатвийской истерии дело не дошло. Как ни призывал Издательский Дом (ИД) "КурьерЪ" к экономической блокаде Латвии, успеха кампания не имела. Отчасти потому, что, как проговорилась редакция, этот патриотический антилатвийский конёк призван был помочь изданию обскакать своих медийных соперников в борьбе за тираж, за численность покупателей её информационного продукта.

Кстати, законы конкуренции (а они действуют не только в экономике) вооружали национализмом (ксенофобией) не только СМИ. Здесь особенно примечательны заявления А. Митрофанова (депутата Государственной Думы, фракция ЛДПР) во время его борьбы за мандат главы области. Однако, все националистические выпады вплоть до митрофановских надрывов, желаемого для псевдопатриотов отклика у псковичей не вызвали.

 

2. На второе  место в качестве объекта ксенофобских нападок следует поставить Запад в лице США (в первую очередь) - 9 проявлений. Из них 8 в СМИ и одно, как можно предположить - в виде конкретного случая. Речь об избиении гостя из США, застигнутого в граффитических упражнениях, который, по версии блюстителей порядка, оказал им сопротивление.

И Прибалтика (этот ближний Запад), и Запад вообще (в особенности Америка) для националистов региона - объекты неусыпного внимания, в нападках на которые они поддерживают свою форму, обнажают свою исключительность.

Америка в представлениях националистов - это враг, всемирный диктатор, насаждатель английского языка, вывозящий из России её детей, предрекающий распад Российской Федерации. Запад (включая Америку) спонсирует сомнительных "правозащитников", проповедует чуждый России индивидуализм.

Следует заметить, что пока ксенофобия, подогревание и раздувание антизападных настроений, работа по пробуждению русской исключительности унижением Запада - всё это на Псковщине не даёт заметных плодов. Но, тем не менее, всё это - под пеплом тлеющий огонь. Стоит лишь сверху дать команду "фас" и  мгновенно всё воспламенится, появятся оскал и всенародный  гнев против виновников наших несчастий: прибалтов, дяди Сэма, проклятого Запада и т.д.

В Западе национализм региона усматривает покровителя чеченских террористов: ещё один мотив в антизападном хоре.

 

3. Третьим объектом шовинизма, этнической дискриминации следует назвать лиц кавказской национальности, плюс - выходцев из средней Азии, мусульман, вообще нерусских, включая китайцев. Проявлений такого рода, в  период с июля 2004 г. по август 2005 г., зафиксировано общим счётом - 21.

Это в первую очередь мигранты с Северного Кавказа (9), мусульмане (3), чеченцы (2), вообще нерусские (7).

Что касается выходцев с Кавказа, то отношение к ним не ограничивается словесной пальбой (5 проявлений в СМИ). Доходит до силовых выступлений. Отмечены убийства на почве национализма ("Псковская правда" от 05.08.2004) и причинение тяжких телесных повреждений; бытовая неприязнь к "чёрным" (в автобусе, на рынке); поощрение со стороны органов власти (облизбиркомом в форме отказа привлечь к ответственности избирательный штаб А. Митрофанова за разжигание межнациональной розни: 'Псковская губерния' от 20-26.2004); противоправные действия сотрудников милиции, в основе которых - неприязнь к чёрным, не белым, чужим ("Московский комсомолец в Пскове и Великих Луках" от 09-16.03.2005).

После трагедии в Беслане руководство УВД и ФСБ стало взывать к бдительности псковичей, призывая следить за выходцами с Северного Кавказа. Это при том, что банду бесланских террористов возглавляли, как оказывается, лица славянской принадлежности (Е. Милашина: "Чьи приказы исполнял полковник?", "Новая газета" N55 от 01.08.-03.08.2005).

Накачкой неприязни, тихой, а порой и неприкрытой ненависти к сыновьям Кавказа занимается власть, включая Федеральные органы. Усилия по борьбе с терроризмом трансформируются волею властных лиц в этническую дискриминацию, действительно ведущую к распаду России. И подозрения, адресованные Западу в этом отношении, несостоятельны. Наградной знак "За службу на Кавказе", или засекреченные звания Героя России - это клинья, усердно забиваемые в трещины целостности Федерации.

3.1. Следует отметить, что число античеченских проявлений в сравнении с прочими антинерусскими немного - 3. Из них 2 исходят от органов власти. Это отказ чеченской семье в статусе вынужденных переселенцев (муж инвалид по зрению, жена, четверо несовершеннолетних детей) и собеседование в ФСБ как обязательное условие для регистрации чеченца, прибывшего в Псковскую область.

В прессе (газета "Новости Пскова") отмечена одна античеченская  публикация по поводу предоставления чеченцам защитных паспортов в ФРГ.

Картина античеченских проявлений ещё более смягчается наличием публикаций доброжелательного характера (С. Некрасов: 'Территория общей судьбы", газ. "Панорама" N11 от 24.03.2004). Приведем цитату из этой статьи: "Они (чеченцы, ред.) никогда не прощают тех, кто причинил им боль. Они другие : пройдя столько испытаний чеченцы сохранили за собой право называться народом. Но не стадом".

В свете  такого рода информационных продуктов поневоле складывается убеждение в том, что Чеченская Республика не взирая на федеральную военную мощь, горные дивизии и ликвидацию горных чеченских сёл - это кандидат номер один на самоопределение. Выход Чечни из состава Российской Федерации - вопрос лишь времени.

Вся чеченская диаспора Псковской области, и каждый чеченец в отдельности (не все они входят в диаспору), как можно судить по информации, имеющейся в распоряжении "Вече", являются объектами пристального, неусыпного внимания органов внутренних дел и ФСБ (в первую очередь). В этом плане ФСБ обеспечило себя работой на всю оставшуюся жизнь. Недрёманное око силовиков отслеживает каждый шаг каждого выходца из Чечни. Чеченец, ступая на псковскую землю, подвергается принудительной дактилоскопии, фотосъёмке в фас и в профиль (как заключённый), собеседованию лично с начальником УВД г. Пскова, собеседованию в Управлении ФСБ. Знакомый "Вече" чеченец рассказывал о жёсткой, пристрастной манере собеседования с главным милиционером областного центра, вооруженного предубеждением. Живут чеченцы с мечтой о возвращении на Родину, в поруганную милую свободную Чечню.

 

3.2. Откровенно антимусульманских проявлений зафиксировано за исследуемый период немного - 3. Но с учётом античеченских выпадов (3) и случаев выражения неприязни к выходцам из Средней Азии (также мусульман), дискриминация по этому признаку (по признаку принадлежности к мусульманскому миру) выражается 10 проявлениями.

С прошлых веков в недрах русского сознания живет представление о мусульманах, об исламе, как источнике антирусской опасности. Немногие из россиян XIX века (если таковые вообще находились) были знакомы с Кораном. Но бытовало при этом устойчивое мнение, что "Доколе Коран будет основой всего быта мусульман, дотоле зверские нравы их неизменимы" (В. Даль, 'Толковый словарь живого вольного русского языка", Москва, Издательство  "Олма-Пресс", 2003 г., статья "Нрав").

Нерусские (латыши, китайцы, финны) расправлялись в гражданскую войну с русскими, не принявшими большевизма (газета "Псковская правда" от 17.02.2005). Таджики, азербайджанцы - распространители наркоты  ("Московский комсомолец в Пскове и Великих Луках" от 28.07.2004). Криминальные южане - готовы захватить всю власть в России (это по словам А. Митрофанова). В то же время русская нация в сравнении с мусульманами в 2,7 раза жизнеспособнее ("Псковская правда" от 25.06.2004). Церемониться с мусульманами (потенциальными террористами, как это следует из заявлений и поведения властей) не надо: у родственников подозреваемых надо отрезать уши, пальцы и тогда за выдачей террористов дело не станет ("Народная патриотическая газета" от 29.07.2004). Цветные - угроза цивилизованному миру, включая Америку.

Ещё раз приходится убедиться, что Россия живёт по лекалам Жириновского, страшась угрозы с юга. И  из Америки тоже. Весь Запад вообще - наш враг без кавычек.

 

4. Проявлений антисемитизма зафиксировано в описываемый период - 8.

Наиболее показательна в этом смысле статья в газете "Великолукская правда" от 7 апреля 2005 г. - "Еврейское счастье, русские слёзы", по которой городской прокуратурой Великие Луки Псковской области возбуждено уголовное дело.

Более всего антисемитизм представлен в прессе - 4 публикации.

Евреи - неиссякаемый сосуд угроз благополучию россиян, чистоте их мировоззрения ("Псковская правда" от 20.01.2005) ещё с XIV века. Евреи - нехристи, которым должно завидовать православной вере.

Среди тех, кто захватил фабрики, заводы, в т.ч. военные, целые отрасли хозяйства, на первом месте иностранцы и евреи (газета "Псковский рубеж" от 23-29.05.2005). 90% мировых финансов - это сионистский капитал (газета "Псковский рубеж" от 11-17.07.2005). Здесь коммунисты не блещут новизной.

Отсюда с неизбежностью следует вывод: как и для Германии времён Гитлера, для коммунистов вчерашние и сегодняшние евреи - угроза благосостоянию народа. Такое оправдание Холокоста (а из выпадов коммунистов это прямо вытекает) ставит коммунистов на одну доску с фашистами, с Гитлером, объективно делает их подсудимыми на, к сожалению,  несостоявшемся антикоммунистическом судебном процессе.

"Бей жидов" и подобные этой надписи до недавних пор украшали стены Пскова. И сегодня такие попадаются. С антисемитизмом и православием душе русского человека как-то уютнее, покойнее.

 

5. Ещё один враг России, внутренний - цыгане. Против них зафиксировано 10 проявлений этнодискриминационного характера. 9 из них в виде публикаций в прессе. Им причисляется сбыт наркотиков, мошенничество, воровство.

"Всего в области 3270 цыган. 40% взрослого населения (надо полагать, из приведённой цифры, ред.) имеют судимость. 30% - неоднократную (судимость, ред.), Немалая часть их не работает и занимается сбытом наркотиков, кражами и мошенничеством". Это - приговор. Говорить в таком случае о том, что преступность не имеет национальности, это не по-русски. Несмотря на отсутствие в паспорте графы: "Национальность", властные органы национальное сито из рук не выпускают, статистику соответствующую блюдут.

 

6. Борис Моисеев, как представитель секс-меньшинства, пользуется  у псковичей вниманием. Ему посвящены надписи на стенах, протесты у зала Филармонии. Для О. Калкина (журналиста областного радио, ред.)  "Голубые - вызов Божьему устройству мира, движение в направлении деградации". ("Псковская правда" от 10.12.2004).

Так что и гомофобию надо стеречь, дабы спасти и Россию, и её нравственность.

 

7. Следует отметить, что 76-ая ВДВ, дислоцированная в Пскове, военнослужащие которой не вылезают из Чечни, которая в умах некоторых политиков и общественных деятелей Псковщины могла бы стать причиной террористических вылазок против псковичей, тем не менее, в качестве причины каких-либо фобий не замечена. Десантники дивизии в августе 2004 г., празднуя свой день, отметились в притеснениях выходцев из Кавказа. Но говорить о том, что ВДВ в области является источником нагнетания вражды против нерусских, неславян, нет оснований.

 

8. "В нехристях нужно уметь пробуждать чувство зависти к православной вере" - это миссионер А. Кураев ("Московский комсомолец в Пскове и Великих Луках" от 13-20.04.2005).

"После неоднократных попыток Ватикана поработить своей властью православную церковь, русские люди ещё строже стали охранять чистоту своей веры" - это газета "Псковская правда" от 20.01.2005 г.

Иноверцы, нехристи, католики с Ватиканом во главе - ещё одна фобия, возбуждаемая русскими националистами в жителях края, в скобарях.

Откровенных выпадов против неправославных (мусульмане не в счёт) после выходки архиепископа Евсевия в 2002 году, ответом чему было заявление "Вече", за описываемый период не отмечено. Инославию противопоставляется экспансия православия через СМИ и средние учебные заведения. "Основы православия" становятся, как можно судить, обязательным предметом в школах Псковщины.   

 

9. Основная часть проявлений национализма всех видов принадлежит местной прессе, как правило, печатным СМИ.

Первенствует здесь главная газета псковского региона "Псковская правда": 15 публикаций или откровенно националистических, или с шовинистическими вкраплениями.

Справедливости ради следует признать, что со сменой в регионе главы Администрации и редактора "Псковской правды" фобий в газете убыло. Теперь упор на православную тематику, которой в газете регулярно отводятся развороты с полосами в придачу. Идёт обращение читателя в православную веру. Правда, нападок на иные конфессии не отмечено.

В газете однажды зафиксирован материал доброжелательного толка в отношении нерусских. Была также статья священника отца Павла, проблемного для архиепископа Евсевия настоятеля прихода св. Жён Мироносиц, последовательного критика современного православия на примерах из жизни псковской епархии.

Остаётся добавить, что газета выходит 4 раза в неделю. Заявленный тираж по вторникам, средам и пятницам 3975 экземпляров. Четверговый тираж под названием "Вече" (не путать с названием правозащитной организации, ред.) - 11487 экз.

На втором месте по зафиксированным проявлениям национализма (9 публикаций) находится  городская газета "Новости Пскова". Выходит 4 раза в неделю. Объявленный тираж каждого выпуска в июле 2005 г. - 10 тыс. экз.

Две зафиксированные публикации газеты были выдержаны в доброжелательном ключе по отношению к представителям нерусской национальности. Материалам ортодоксального толка в газете также как и в "Псковской правде" предоставлено безотказное место. Материалы критического по отношению к православию и духовным православным лицам характера (подобных статье о. Павла Адельгейма в "Псковской правде") в газете не размещаются.

Газета "КурьерЪ. Псков. Великие Луки" - еженедельник, заявленный тираж 41900 экз. Газета в описываемый период развернула антиприбалтийскую кампанию, прежде всего против Латвии, с призывом к экономическому бойкоту. В качестве такового было предложено псковичам отказаться от покупки латышских шпрот. Доходило до бросания банок в некую мишень и до откровенного передёргивания: в Северной Осетии, якобы, был случай отравления шпротами латвийского производства. Смахивает на историю в Соединённых Штатах Америки, где за смерть усыновлённого из России ребёнка была осуждена усыновительница. Теме этой российские СМИ уделили пристальное внимание, от которого укрылся факт счастливого усыновления тысяч маленьких россиян (нередко инвалидов) и факт прозябания тысяч их сверстников в России, гибнущих, в том числе, от рук собственных родителей.

В "КурьерЪе" же зафиксированы две публикации доброжелательной направленности по отношению к нерусским.

Публикации шовинистического толка размещались также в газете "Калейдоскоп" (4 раза). Калейдоскоп является еженедельником, объявленный тираж 9530 экземпляров. Зафиксирована также 1 положительная публикация.

В газете псковских коммунистов "Псковский рубеж" зафиксировано 3 антисемитских публикации. Это еженедельник, тиражом 4000 экз.

В еженедельной газете "Московский комсомолец в Пскове и Великих Луках" (тираж 15000 экз.) зафиксировано 3 националистические публикации.

В газете "Народная патриотическая газета" 3 националистические публикации. Газета выходила осенью 2004 г. в поддержку кандидатов на пост главы области, за которых агитировала, как представляется, партия "Родина". Тираж где-то 200 000 экз.

В газете "Комсомольская правда. Псков. Великие Луки" (насколько можно судить, выходит по вторникам и средам, тиражом по 8202 экз.  и "толстушка" - 1 раз в неделю тиражом 23089 экз.) зафиксированы 2 публикации националистического содержания.

В газете "Псковская провинция" (газета Псковского района, еженедельник, тираж - 8403 экз.) 2 публикации националистической окраски.

В газете "Панорама" (еженедельник, тираж - 17800 экз.) зафиксирована 1 публикация.

В газете "Городская газета", также 1 публикация (еженедельник, тираж 5 тыс. экз.).

На Псковском областном телевидении замечен 1 сюжет националистического толка.

Не замечена в ксенофобских проявлениях газета "Псковская губерния", выходит раз в неделю тиражом 10000 экз.

Районные газеты (в придачу к уже отмеченным "Псковской провинции" и  "Великолукской правде", против которой возбуждено уголовное дело за разжигание антисемитизма) в той или иной мере поражены фобией. Среди них: "Новая жизнь" Усвятского района, "Вперёд" Пустошкинского района. Вероятнее всего, газеты не упомянутых здесь районов Псковской области также тронуты заразой фобии. Газету "Псковская губерния", на этом фоне, можно считать примечательным исключением.

 

10. Что касается самовыражения псковских "наци" в виде надписей на стенах и заборах, то набор их невелик.

"Русь для русских" (встречалась в шести местах). Вариации этой надписи: "Русский - голосуй за Павлова" (известный в Пскове скинхед).

"Вали жидов, цыган и чурбанов". Надпись встречалась в 2 местах. Её варианты: "Гони жидов и чурок", "Панасевич - жид", "Из евреев будем варить мыло".

Примечание: Панасевич, редактор СМИ, принадлежавших Кузнецову М.В., ныне губернатору Псковщины. Панасевич одно время баллотировался в законодательный орган области.

"Хачи", "Хачи козлы", "Бей хачей", "Бей момэ", "Гони гадовов". Эти надписи встречались каждая по 1 разу.

Встречались и встречаются до сей поры изображения свастики, в том числе на стенах церквей.

Следует отметить убывание количества этих надписей. Наиболее частая неисчезающая и обновляемая - "Русь для русских".

 

Заключение.

По-прежнему в проявлениях ксенофобии, антисемитизма, расизма, этнической дискриминации, одним словом в самовыражениях русских "наци", сквозит убеждённость в том, что во всех бедах России повинны внешние и внутренние враги: Запад, Америка, недоброжелатели, евреи, мусульмане, лица кавказской и вообще не русской национальности, католики, цыгане, приспешники, и т.д. и т.п.  Кто угодно, только не мы сами.

Ощущение осадного положения ослаблено нерегулярностью проявлений ксенофобии, их неконцентрированностью, непоследовательностью и противоречивостью. За всеми без исключения фактами ксенофобии стоит не радение о благе ближнего, но личная корысть и зависть.

За нападками на инославных скрывается опасение (а то и ужас) потерять паству, приношениями которой кормится православное духовенство, в первую очередь архиепископы, иерархи РПЦ.

За нападками на Прибалтику кроется стремление опередить в тиражах конкурентов на медиарынке.

За нападками на криминальных южан скрывается надежда неугомонных кандидатов на властные посты получить таким манером голоса избирателей, а с ними, авось, мандат на распоряжение национальными ресурсами в границах субъекта федерации.

За нападками на евреев, и вообще на Запад, скрывается зависть к странам и нациям умеющим решать свои проблемы, не виня в них вражеское окружение и пятые колонны.

Нередко проявление фобий провоцируется поведением властей.

Противоречивость русского национализма проявляется в том, что в нём соседствуют и уживаются вместе и чувства национальной исключительности, национального превосходства (до высокомерия), и упрёки окружающим Россию странам, конфессиям, нациям в неуважении, в обделённости, в ущемлённости, в исторической несправедливости. Для русофилов Россия предстаёт Золушкой, которую злая мачеха-история держит в чёрном теле, осыпая в то же время незаслуженными благами другие, родные ей нации: прибалтов, европейцев, американцев и т.д.

Вышесказанное позволяет  заключить, что ложь и насилие, несовместимые с идеей прав и свобод человека, этими общечеловеческими нематериальными ценностями, проистекающими от достоинства личности - основная проблема современной России.

                                                                                                                       

                                                                             Информ-"Вече": август 2005 г.

 Copyright © Pskov-Vechezveny@rambler.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3